Связь бизнес-стратегии и стратегии ИТ
Ключевым аспектом предложенной модели стратегии информационных технологий является то, что она обеспечивает основу для совместного обсуждения представителями бизнес-руководства и ИТ-руководства.
Большинство организаций исторически рассматривали ИТ как вспомогательную функцию, стратегию развития которой было трудно понимать и принимать на уровне бизнес-руководителей. Однако общее повышение осведомленности руководителей нового поколения в вопросах ИТ, а также все большая зависимость деятельности организаций и бизнес-процессов от использования ИТ привели к тому, что стратегия ИТ сегодня просто обязана рассматриваться в контексте долгосрочных планов и стратегии деятельности организации в целом.
Ранее уже упоминался опрос Price Waterhouse Coopers высших руководителей организаций о том, какие факторы определяют стоимость компаний с их собственной точки зрения и с точки зрения инвесторов. В его ходе были получены следующие ответы по поводу трех наиболее важных факторов:
- прибыль (94% руководителей указали это как важный фактор по их собственному убеждению и 90% как важный фактор с точки зрения инвесторов).
- оборот (87% и 81% соответственно).
- корпоративная стратегия (85% и 78% соответственно).
Из трех указанных факторов стратегия определяет два остальных и является единственным из трех, на который высшие руководители и их непосредственные подчиненные имеют непосредственное влияние. Однако практика показывает, что при этом большое количество организаций не имеют четко сформулированной, документированной и доступной стратегии бизнеса.
Опросы, которые проводила Gartner [7.11], показывают, что наиболее часто сформулированными бизнес-стратегиями являются следующие: улучшение продуктов (31%), рост через приобретение других бизнесов (24%), фокус на клиентах (22%), уменьшение расходов (22%). К сожалению, ни одна из этих "стратегий" не представляет особой ценности с точки зрения формирования стратегии информационных технологий; а у 30% организаций бизнес-стратегии отсутствовали вообще.
Дело в том, что для стратегии процессов управления ИТ-ресурсами необходимо знать планы предприятия, которые потребуют развития инфраструктуры, обеспечения необходимого уровня ИТ-сервисов и возможных вариантов обеспечения ресурсами. С точки зрения стратегии изменения портфеля прикладных систем, необходимо определить планы, связанные с новыми бизнес-процессами, интеграцией приложений и поддерживанием этих аспектов людскими ресурсами и программным обеспечением.
В условиях отсутствия явно сформулированной бизнес-стратегии традиционный подход получения представлений о ней состоит в обсуждении этих вопросов с представителями высшего руководства. Однако результатом будет, скорее всего, "список пожеланий" в отношении возможных проектов, обычно связанных с внесением изменений в уже существующие системы.
Поэтому для ситуации, когда в организации отсутствует явно сформулированная бизнес-стратегия или она сформулирована неадекватно для использования в интересах разработки ИТ-стратегии, ниже будет описан подход, который позволяет "извлечь" информацию нескольких различных категорий, отражающую стратегические намерения предприятия с точки зрения бизнеса.
Почему бизнес-стратегия важна для стратегии ИТ?
Первый аспект заключается в абсолютной величине ИТ-бюджетов, которые, могут составлять более 5% от общего оборота компаний и порядка 50% от всех капитальных затрат. Сфокусированная бизнес-ориентированная стратегия ИТ обеспечит наиболее эффективные затраты на ИТ. В идеале, каждый отобранный для реализации проект должен быть оправдан с точки зрения того, какой вклад он вносит в реализацию общей стратегии, и должен становиться еще одним звеном в цепи проектов, которые ориентированы на общие стратегические цели.
Второй аспект заключается в людях. Поддержка ИТ является сложной работой, и людям, для того чтобы делать это эффективно, нужно знать, что то, чем они занимаются, важно для организации в целом.
Итак:
- для формулирования ИТ-стратегии нужно знать бизнес-стратегию;
- ИТ-служба не вправе навязывать организации бизнес-стратегию;
- ИТ-служба должна определять стратегию ИТ в рамках и в соответствии с основными элементами бизнес-стратегии.