ИТ - стратегия



              

Как быть, если в организации отсутствует явно сформулированная бизнес-стратегия


Выше упоминалось, что разработка ИТ-стратегии должна базироваться на бизнес-стратегии предприятия. В этом плане идеальным будет такой случай, когда в бизнес-стратегии четко описаны все аспекты в понятных терминах. Например, "...в настоящее время у компании 3 магазина в городе N. До конца года планируется увеличить число магазинов до 5, охватив города M и L, а также организовать оформление предварительных заказов через Интернет и довести долю электронных заказов до 15%. Владельцы предприятия готовы осуществлять необходимые инвестиции в ИТ в размере до $500 тыс." В этом случае разработка ИТ-стратегии представляет собой задачу с четко определенными начальными условиями.

Однако достаточно распространенной – для 90% компаний – на практике является ситуация, когда бизнес-стратегия либо не определена вообще, либо не документирована, либо недоступна для разработчиков ИТ-стратегии. Возможно, это одно из главных препятствий, которые стоят перед ИТ-службами в плане управления теми ожиданиями, которые есть у высшего руководства по отношению к ИТ. Руководители в области ИТ должны иметь способ идентификации бизнес-стратегии, которая так или иначе существует в явной или неявной форме – для того чтобы положить основу стратегии ИТ, которая будет определять изменения в составе прикладных систем и процессов поддержки и сопровождения инфраструктуры ИТ.

Можно привести пример крупного российского оператора традиционной связи, входящего в более крупный холдинг, в котором руководители департамента ИТ не раз высказывали мысль о том, что они вынуждены формулировать стратегию развития информационных технологий в компании в отсутствии четко сформулированной стратегии бизнеса компании как таковой. Если стратегия заключается в том, что за оператором останутся наименее прибыльные, традиционные виды телекоммуникационного бизнеса холдинга, то тогда это стратегия минимальных затрат, и это, в свою очередь, накладывает отпечаток на выбираемые технологии и требует большего внимания операционной эффективности. Если стратегия заключается в максимальном повышении инвестиционной привлекательности компании, то это потребует более инновационных подходов к использованию ИТ.

Четко сформулированная бизнес-стратегия может отсутствовать и по иной причине. Дело в том, что в связи с бурным ускорением всех изменений в бизнесе, многие предприятия стали сокращать горизонты стратегического планирования до 2-3 лет. Поэтому они просто не могут себе позволить последовательную разработку бизнес и ИТ-стратегий, так как каждый процесс займет по крайней мере несколько месяцев и уже к началу претворения ИТ-стратегии на практике ситуация в основной деятельности компании может поменяться. Поэтому, по прогнозам мировых аналитиков, до 80% предприятий в высокотехнологичных областях в кратчайшее время перейдут на совмещенные циклы коррелированной разработки бизнес- и ИТ-стратегий.

Означает ли, что в такой ситуации на разработке ИТ-стратегии нужно "поставить крест"? В работах [7.15], [7.16] предлагаются возможные альтернативные решения. При этом ИТ-специалистам вряд ли стоит "брать на себя слишком много" и пытаться самим сформулировать бизнес-стратегию. Такая инициатива с большой вероятностью окажется неудачной из-за наличия "кастовых" разделений в организации. Дело в том, что многие бизнес-менеджеры во многих случаях на деле не способны сформулировать полноценную бизнес-стратегию, которая выходила бы за рамки общих утверждений типа "увеличим долю рынка на 20%". В этих условиях проект разработки стратегии может выявить их относительную некомпетентность в этом вопросе, так что они объективно будут заинтересованы в провале такого проекта.

Очевидно, что для решения проблемы в данном случае необходимо совместными усилиями представителей бизнеса и ИТ-служб добиться необходимого консенсуса в определении тех задач, которые ставятся перед ИТ-системами. Для этого можно использовать одну из приведенных выше моделей (например, приведенная выше матрица влияния семи категорий бизнес-требований на пять ключевых элементов стратегии ИТ), которые являются "упрощенными" в том плане, что содержат минимально достаточную информацию для развития ИТ, но не являются описанием бизнес-стратегии в полном смысле этого слова.

Такая модель должна учитывать следующие факторы:

  • запланированные инициативы в масштабах предприятия, включая организационные изменения, развитие рынка и технологий, меры по решению идентифицированных проблем;
  • планируемые действия и изменения в бизнес-подразделениях;
  • предполагаемые или ожидаемые действия как реакцию на изменения внешней среды, включая недавно принятые или планируемые законодательные акты, поведение конкурентов и т.п.




Содержание  Назад  Вперед