ИТ - стратегия

         

Квалификация и компетенция персонала


Вообще говоря, при планировании стратегии в области сорсинга важно понимать, каким портфелем собственных навыков и знаний обладает департамент информационных технологий предприятия, чтобы определить, в каких областях, скорее всего, потребуется привлечение внешних поставщиков. Можно выделить три основных группы подобных "умений":

  • знание конкретных продуктов и технологий: например, серверы Windows, администрирование БД Oracle, XML, .NET, Java, CRM-системы, проектирование web-систем и т.д.;
  • знания в области управления технологиями: например, моделирование бизнес-требований к системам, интеграция технологий, управление портфелем технологий, управление проектами, архитектура;
  • навыки в области управления бизнесом: например, консультирование, умение обосновывать проекты (business-case development), финансовый анализ, оценка рисков, коммуникации, управление набором поставщиков, конкурентный анализ.

В 2001 году примерно 45% навыков собственных сотрудников службы ИТ были связаны со знаниями продуктов и технологий и еще примерно по 27-28% приходились поровну на знания в области управления технологиями и бизнес-знания [7.28]. Общая тенденция, однако, заключается в следующем: происходит рост в процентном отношении именно двух последних категорий знаний в том портфеле навыков, которым располагает сама служба ИТ. Очевидно, что это отражает общую практику, связанную с ростом объема "продуктовых и технических" ИТ-сервисов, передаваемых на аутсорсинг, а также большими объемами задач, решаемых в области управления технологиями, и задач на стыке бизнеса и информационных технологий, которыми занимаются департаменты ИТ.

Для исчерпывающей оценки набора знаний, которым располагает служба ИТ, можно воспользоваться моделью, которая выделяет 25 различных компетенций, связанных с информационными технологиями и разделенных на три категории [7.6]:

  • технические компетенции (6): понимание существующих систем и технологий; проектирование и разработка прикладных систем; применение процедур, средств и методов; интеграция систем; проектирование технической архитектуры; понимание новых технологий;
  • бизнес-компетенции (9): понимание практики и подходов в области организации бизнеса; понимание организационных структур бизнеса, вопросов корпоративной политики и культуры; предпринимательское поведение; понимание и умение анализировать конкурентные ситуации; управление проектами; управление изменениями в области бизнеса, связанными с использованием прикладных ИТ-систем; планирование, приоритезация и администрирование работ; информирование, умение общаться и собирать информацию; фокус на клиентах;
  • поведенческие компетенции(10): лидерские качества, умение вести за собой и внушать доверие; креативное и инновационное мышление; фокус на результатах; стратегическое мышление; умение давать наставления, делегировать полномочия и развивать персонал; построение отношений в коллективе и командная работа; влияние и убеждение; умение вести переговоры; разрешение конфликтов и проблем; умение адаптироваться.

Оценку имеющихся компетенций необходимо проводить в контексте стратегии предприятия в области ИТ и тех требований, которые она предъявляет к знаниям и навыкам персонала.

Итак, для достижения оптимального результата представляется целесообразным формулировка специального документа – стратегии использования ресурсов (стратегии сорсинга). Эта стратегия должна давать ответы на вопросы, в том числе, на такие, как выбор областей для привлечения внешних поставщиков, четкое определение требований к заключаемым сделкам, оценку привлекательности условий для поставщиков, вопросы делегирования части рисков поставщикам, порядок заключения сделок и контроля их выполнения. В упоминавшейся работе [7.21] приводятся рекомендации по оценке качества и полноты разработанной стратегии использования ресурсов.



Содержание раздела