Архитектура операций (управления ИТ)
Развитие архитектуры информационных систем предприятия должно обеспечить решение двух частично противоречивых задач. С одной стороны, у большинства компаний уже эксплуатируется значительное количество специфических для данного бизнеса, так называемых унаследованных приложений. По мере развития бизнеса, с учетом существующей тенденции к быстрым изменениям, требуется соответствующая модификация данных приложений или внедрение новых систем, особенно тех, что связаны с электронной коммерцией. С другой стороны, инфраструктура информационных систем предприятия должна обеспечивать максимально стабильную и надежную работу - в идеале, с минимальными изменениями. Таким образом, возникает задача определения оптимального баланса в реализации развития архитектуры с учетом указанных тенденций. Для удобства описания этих двух компонент информационных систем логичным шагом стало выделение двух составляющих в ИТ-архитектуре – соответственно, Архитектура информации, Архитектура приложений и Технологическая архитектура, с одной стороны, и Архитектура операций, с другой.
Архитектура информационных технологий предприятия состоит из комбинации различных сервисов и элементов: сервисов прикладных систем и элементов технологической инфраструктуры. Их набор и сочетание определяются потребностями бизнеса: стратегиями и бизнес-архитектурой. Задача архитектуры операций состоит в обеспечении необходимой инфраструктуры как для "новой" архитектуры (бизнес-процессов, приложений, данных), так и для "старых" систем. Архитектура операций должна решать эту сложную задачу, обеспечивая характеристики гибкости и высокой доступности технологий и систем.
Взаимосвязи между бизнес-архитектурой, архитектурой информационных технологий (информации, прикладных систем и инфраструктуры) и архитектурой операций можно условно отразить, как показано на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Роль архитектуры операций и решаемые ею задачи
Понятие "Архитектуры операций" очень близко по смыслу к описанию реализации процессов управления и обслуживания ИТ в соответствии с принципами ITSM (IT Service Management – Управление ИТ-сервисами). В рамках этой архитектуры рассматриваются три элемента:
- организационные структуры: модели управления ИТ и персонал;
- операционные процессы: процессы управления, обслуживания и разработки ИТ-инфраструктуры;
- модель среды, основанная на стандартах, соглашениях и используемых средствах.
Такой состав позволяет достаточно полно и эффективно описать не только сами процессы, на которых фокусируется собственно ITSM, но и необходимые субъекты этих процессов (то есть ИТ-службу и пользователей) и условия, в которых данные процессы выполняются.
Внедрение принципов управления ИТ-сервисами ITSM, как правило, требует реинжиниринга ключевых процессов, связанных с эксплуатацией информационных технологий: управление изменениями, управление проблемами, управление ИТ-активами, создание общекорпоративной системы обслуживания пользователей (Service Desk). Этот процесс изменений должен носить постоянный характер, для того чтобы достичь должного уровня развития и улучшений. В данной области существуют некоторые де-факто стандарты, описывающие лучшие практики. Многие из них основаны на Information Technology Infrastructure Library (ITIL), которая является публично доступной библиотекой лучших практик управления ИТ-инфраструктурой и операциями как единым набором интегрированных процессов.
Рис. 4.2. Архитектура ИТ-операций
Таким образом, архитектура процессов управления ИТ включает достаточно большое количество аспектов и подуровней, которые мы рассмотрим кратко в данной лекции.