ИТ - стратегия



              

Учет стоимости владения ИТ (TCO)


Развитие информационных технологий и рост их значения для обеспечения потребностей бизнеса объективно приводят к увеличению расходов на ИТ. В настоящее время уровень затрат на информационные технологии предприятия приближается, а иногда и превышает уровень инвестиций в другие производственные процессы, вместе взятые, поэтому обеспечение оптимальной стоимости ведения бизнеса на основе информационных систем становится одной из основных задач поддержания требуемого уровня конкурентоспособности организации на рынке.

Идентификация всех затрат, связанных с информационными технологиями, может потребовать кропотливой работы, но результаты бывают просто поразительными. Например, зачастую организации учитывают только прямые затраты на приобретение программного обеспечения, в то время как косвенные затраты, связанные с сопровождением и поддержкой (обновление и пр.), как правило, не учитываются. При этом есть данные, что на каждые сто долларов инвестиций в программное обеспечение приходится еще 20 долларов ежегодных затрат на сопровождение и 40 долларов на поддержку.

В сложившихся условиях проблема оценки эффективности вложений в ИТ становится чрезвычайно актуальной. Какой должна стать корпоративная информационная система (т.е. какова целевая архитектура)? Какие инвестиции требуются для ее создания и сопровождения? Как добиться (т.е. какая должна быть стратегия) разумного соотношения между размерами этих инвестиций и той выгодой, которая может быть получена от использования информационных систем? Эти и многие другие похожие вопросы (по крайней мере, время от времени) беспокоят руководство всех компаний.

Зарубежный опыт решения задач оценки эффективности инвестиций в ИТ показывает, что одним из наиболее широко распространенных методов является применение концепции оценки Совокупной Стоимости Владения ИТ (Total Cost of Ownership – ТСО).

Концепция TCO была развита компанией Gartner в середине1990-х годов путем интеграции существовавших моделей Gartner и разработок приобретенной компании Interpose. Под показателем ТСО понимается сумма прямых и косвенных затрат организации на эксплуатацию своих информационных систем.

Здесь стоит особенно подчеркнуть наличие фактора косвенных затрат.

В отличие от ИТ-бюджетов, которые включают только прямые затраты, в показатель TCO включается и оценка затрат косвенных, связанных с недостатками в работе информационных систем, в том числе:

  • потери времени сотрудников на самообучение;
  • потери времени сотрудников на попытки решить проблемы с информационными системами самостоятельно, в обход службы технической поддержки;
  • потери времени сотрудников на помощь коллегам в решении вопросов поддержки информационных систем;
  • потери (реальные или возможные) предприятия от сбоев в работе ИТ-системы, когда системы становятся недоступными, что влияет непосредственно на конечных пользователей.




Содержание  Назад  Вперед