ИТ - стратегия



              

Учет стоимости владения ИТ (TCO) - часть 2


ТСО является ключевым количественным показателем эффективности процессов автоматизации компании, так как позволяет оценить совокупные затраты на информационные технологии (оборудование, инструментальные средства (ПО), процессы сопровождения информационных систем, а также действия конечных пользователей), анализировать их и соответственно управлять ИТ-затратами (бюджетом) для достижения наилучшей отдачи от ИТ в организации. TCO представляет собой не просто отдельный интегральный показатель, но целую систему показателей, соответствующих различным статьям расходов.

Результативность предложенной методики привела к тому, что работы по управлению ТСО в настоящее время стали частью плановой работы отделов автоматизации большинства зарубежных компаний. В эту работу обычно входят следующие шаги:

  • обзор существующих ИТ-активов предприятия, процессов управления информационными системами, действий конечных пользователей ИТ;
  • формирование модели совокупных затрат на ИТ предприятия и определение эффективности существующих затрат на эксплуатацию информационных систем;
  • определение целей развития информационных систем, позволяющих обеспечить требуемую эффективность функционирования;
  • оценка затрат и экономического эффекта мероприятий по достижении целей развития информационных систем.

Для количественного анализа используются специальные программные средства типа TCO Manager. Сам по себе расчет не сложен и фактически реализуется на уровне электронных таблиц. Большую ценность имеет возможность сравнения результатов TCO для конкретной организации с представительной базой, созданной по результатам анализа показателей в других компаниях аналогичного профиля. Gartner ведет обширную базу данных клиентов по измерению показателей TCO для различных индустрий и характера вычислительной среды. Сравнение может производиться как со средними показателями по выбранной группе аналогичных компаний, так и с "лучшими в группе". Средние и лучшие показатели рассчитываются и отслеживаются экспертами Gartner по многим предприятиям различных отраслей, так что база этих показателей периодически обновляется. Возможен также анализ типа "что – если", который позволяет смоделировать возможное влияние планируемых решений в области архитектуры – например, по консолидации серверов, на показатель TCO.

Следует отметить, что имеет смысл сравнивать показатели TCO для сопоставимых между собой областей применения ИТ в организации – в рамках некоторой единой модели. Типичным примером является так называемая модель TCO для распределенных вычислений (TCO for distributed computing). Она описывает применение ИТ в гражданской организации – прежде всего, для задач управления. Предполагается, что существенная часть затрат связана с наличием достаточно большого числа пользователей – сотрудников организации, использующих персональные компьютеры (или терминалы), стандартные офисные приложения (текстовый редактор, электронная таблица, электронная почта и т.д.) и, возможно, некоторые специализированные приложения (ERP, CRM,ѕ) для ввода, обработки, анализа, хранения и распространения информации. Надо заметить, что эта категория затрат составляет, как правило, существенную часть от общих затрат на информационные технологии типичной организации.

Понятно, что такая модель не будет адекватно описывать затраты провайдера информационных услуг, таких как поисковый сервис Интернет, или суперкомпьютерного центра, специализирующегося на сложных научных расчетах. По этой же причине в расчет типовых показателей TCO не включаются затраты, связанные с автоматизацией технологических процессов (АСУ ТП). Однако и в этих случаях подход TCO может быть полезным для сравнения различных однотипных подразделений организации между собой, а также для проведения сравнительного анализа данных за различные периоды.

Модель TCO для распределенных вычислений выделяет 5 категорий затрат, составляющих Совокупную Стоимость Владения, три из которых относятся к прямым затратам, а две – к косвенным [8.8].

Важный аспект заключается в том, что косвенные затраты являются отражением того, насколько эффективно осуществляется управление информационными системами. Чем более эффективно ИТ-служба обеспечивает управление ИТ-инфраструктурой и системами, тем меньше косвенные затраты, связанные, например, с простоем систем или потерями времени конечных пользователей на решение проблем и получение помощи от своих коллег. Поэтому неразумная экономия на прямых затратах на ИТ может приводить в реальности только к лишним расходам для организации в целом. Некоторые данные показывают, что неэффективное и слишком агрессивное сокращение прямых расходов на ИТ приводит к потерям $4, связанных с неэффективностью работы конечных пользователей, на каждый $1 экономии прямых затрат.

Прямые затраты включают следующие три категории:

  • затраты на аппаратное и программное обеспечение: покупка, амортизационные отчисления и траты на обновление оборудования, запасные части и расходные материалы, расходы на покупку и обновление программного обеспечения (серверные и клиентские ОС, офисные приложения, лицензии на базы данных и системы электронной почты и коллективной работы, программное обеспечение для управления ИТ-инфраструктурой и приложениями);
  • затраты на управление и поддержку (ИТ-операции): затраты на внутренний и внешний персонал, который обеспечивает техническую поддержку (Service Desk – техническая поддержка 1-го уровня, техническая поддержка 2-го и 3-го уровня для разрешения более сложных проблем), все вопросы, связанные с планированием и управлением инфраструктурой (серверами и настольными компьютерами, сетями, прикладными системами, системами хранения и т.д.);
  • административные расходы: затраты на внутренний и внешний персонал, который занимается административными и финансовыми вопросами, закупками, выполняет контрольные функции; обучение ИТ-персонала, обучение конечных пользователей.




Содержание  Назад  Вперед