ИТ - стратегия




2 - часть 2


Традиционная архитектура предприятия уделяет основное внимание приложениям, данным и интегрирующей инфраструктуре с целью обеспечения он-лайновых транзакций, выполняемых по инициативе пользователей (клиентов), и создания систем принятия решений. При этом архитектура электронного правительства уделяет больше внимания, в конечном итоге, вопросам обеспечения различных каналов предоставления услуг гражданам и хозяйствующим субъектам в качестве своей основной цели. По крайней мере, перемещение фокуса с внутренних потребностей ведомств на внешние потребности конечных потребителей государственных услуг является основной тенденцией.

Использование единых принципов и стандартов разработки архитектуры государственных организаций и архитектуры электронного правительства должно выполнять двуединую роль:

  • обеспечение единых стандартов в области использования ИТ для повышения качества работы отдельных министерств, ведомств и региональных администраций;
  • принятая стандартизованная архитектура будет выполнять роль контрольной точки отсчета, позволяющей обеспечить результативную и эффективную координацию разработки и распространения общих бизнес-процессов и информационных систем, а также планирование инвестиций во всех органах власти и управления и в государственных организациях. В то же время, благодаря своему переходу на единую архитектуру электронного правительства, административные и бизнес-процессы, реализуемые в правительственных организациях, а также информационные системы этих организаций будут функционировать на базе единых моделей и стандартов информационных услуг, которые обеспечивают "бесшовную" архитектуру деятельности всего "электронного правительства".

При этом разработка архитектуры электронного государства на национальном уровне условно делится на две составляющие:

  • Разработка методологии описания архитектуры. Эта методология либо явно разрабатывается и формулируется, как это сделано в США в форме методологии Федеральной архитектуры, либо эта методология существует как бы неявно, но проявляется, в конечном итоге, в форме набора документов, описывающих различные аспекты архитектуры электронного правительства и заложенных в них принципов. Данная методология чаще всего создается не на пустом месте, а на основе других методик. Так, например, в Германии за основу взята Справочная Модель Открытых Распределенных Вычислений (RM-ODP – Reference Model of Open Distributed Processing) [9.6]. Как правило, разработка собственных методик реализуется на национальном уровне, для того чтобы, во-первых, учесть национальную специфику государственного устройства, уровень и характер используемых технологий, а во-вторых, обеспечить ведомствам, региональным и местным органам общие подходы и правила разработки собственных архитектур;
  • Разработка собственно архитектуры. На этом этапе разработанная или принятая методология используется для описания и дальнейшего развития существующего и желаемого состояния архитектуры. Эта работа ведется на всех уровнях власти: национальном, уровне центральных ведомств, уровне регионов и т.д.

Безусловно, оба эти процесса существуют и протекают параллельно. Разработка методик описания архитектуры сопровождается практическим процессом, который, в свою очередь, дает обратную связь для развития и расширения методик.

Как нам кажется, только на национальном уровне существует потребность в разработке собственной или существенной адаптации каких-то существующих методик. На уровне регионов, муниципалитетов вполне достаточно воспользоваться тем, что разрабатывается на национальном уровне, либо, в отсутствии инициативы сверху, воспользоваться одной из известных на рынке методологий. Разработка собственных методик на региональном и местном уровнях, уровне отдельных ведомств не представляется целесообразной, равно как и экономически обоснованной.




Содержание  Назад  Вперед