ИТ - стратегия



Особенности использования понятия - часть 2


Но эти три "простых" фактора оказывают существенное влияние на все сферы деятельности государства – даже на архитектуру информационных технологий и процессы разработки и использования этой архитектуры.

Одним из следствий перечисленных выше факторов является то, что сегодня для многих государственных организаций и правительств различного уровня, включая национальный, характерен специфический стиль деятельности в области информационных технологий. Кратко этот стиль можно охарактеризовать как "управление в условиях постоянного кризиса": постоянно меняющиеся приоритеты и организационные структуры заставляют заниматься "тушением пожара", иначе говоря, решением проблем, которые возникают то в одном месте, то в другом. И, конечно, все эти проблемы являлись срочными и требовали решения "еще вчера". По мере того как мы движемся в направлении, когда государство в целом использует все более сложные, более взаимосвязанные системы, проникающие во все области деятельности государства, эта ситуация должна измениться. Необходимо уйти от реактивной модели деятельности в области планирования и реализации ИТ-проектов к проактивной модели, которая основана на стратегическом планировании и скоординированных усилиях, базирующихся на использовании архитектурных подходов.

От реакативной к проактивной модели деятельности государства в области использования информационных технологий

Рис. 6.1.  От реакативной к проактивной модели деятельности государства в области использования информационных технологий

Сразу отметим, что в контексте архитектуры мы придерживаемся достаточно "широкого" определения "электронного правительства" и подразумеваем абсолютно все процессы принятия решений и оказания услуг в области политики и административного управления, которые в существенной степени основаны на использовании информационных и коммуникационных технологий.

Во-первых, стала очевидной вся сложность совокупности информационных систем государства, региона или крупного города, количество которых исчисляется сотнями (например, в Москве существует несколько сотен зарегистрированных в соответствующем реестре информационных систем и, вероятно, как минимум, столько же незарегистрированных).

Во-вторых, реальность такова, что этой совокупностью государственных ведомственных информационных систем, большим количеством одновременно выполняемых проектов невозможно управлять жестко централизованно, особенно в таком федеративном государстве, как Россия.

Страны с федеративным устройством, а также крупные регионы и мегаполисы сталкиваются с проблемой наличия большого количества децентрализованных структур управления, когда речь идет о реализации проектов "электронного правительства" да и информатизации вообще. Децентрализованные министерства, ведомства, агентства очень часто имеют высокую степень свободы в принятии решений. В результате такой децентрализации отдельные ведомства, как правило, независимо реализуют свои прикладные системы. Оказание он-лайновых услуг на принципах интегрированного правительства, "одного окна", когда государство самостоятельно интегрирует всю информацию, необходимую для услуги конкретному гражданину или хозяйствующему субъекту, практически невозможно при использовании изолированных ведомственных систем, либо же такая интеграция потребует существенных затрат средств и усилий, особенно когда речь идет о нескольких ведомствах сразу. То, что в итоге требуется – это инструменты кооперации и координации между различными административными уровнями и ведомствами.

И только наличие некоторой общей архитектуры, которой руководствуются сотни и тысячи независимых специалистов различных ведомств и регионов, может обеспечить минимально необходимый уровень гарантии того, что государственные информационные системы смогут взаимодействовать между собой для выполнения необходимых функций.

В последние годы появилась литература на русском языке, в которой содержится достаточно обширный материал по тематике архитектуры электронного правительства, большей частью основанный на зарубежном опыте таких стран, как США, Великобритания, Германия и ряд других [9.2], [9.3], [9.4], [9.5]. Несравненно большее количество публичной информации доступно на английском языке в Интернете. Соответствующие указания можно найти в Приложении в разделе "Ресурсы и полезные ссылки". Кроме того, достаточно важной отдельной областью, которая требует своего специального анализа и по которой также существуют обширные публикации, являются сравнительные оценки различных стран в области реализации "электронного правительства" и оценки готовности (readiness) к реализации таких проектов и к информационному обществу в целом. К сожалению, Россия пока, по разным критериям, занимает 50-70-е места в этих списках.

Мы же остановимся на вопросах, которые практически не отражены в литературе на русском языке:

  • новое качество проблем, связанных с архитектурой электронного правительства по сравнению с архитектурой предприятия;
  • принципиальные отличия в подходах по разработке и использованию архитектуры электронного правительства по сравнению с архитектурой предприятия.




Содержание  Назад  Вперед