ИТ - стратегия



Особенности использования понятия


Решение, которое государство находит для проблемы, обычно является таким же плохим, как сама проблема.

Милтон Фридман

Ежели таковых областей, в коих градоначальники станут второго сорта законы сочинять, явится изрядное количество, то не произойдет ли от сего некоторого для архитектуры Российской Державы повреждения?

М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города"

В конце XX-го – начале XXI-го века многие государства мира стали смотреть на информационные технологии как на способ решения проблем, стоящих перед ними. Однако, в соответствии с приведенной выше цитатой одного из величайших экономистов XX-го века Милтона Фридмана, очень часто подход к решению проблем государства с помощью ИТ оказывался таким же плохим, как сами проблемы. Именно с этим связаны, в частности, существенные трудности реализации многих национальных и ведомственных инициатив в области "электронного правительства". И дело оказалось не в том, что технологии плохи. Очень часто одной из ключевых причин проблем было и остается отсутствие такой системообразующей компоненты, как архитектура. А то, что архитектура государства – вещь важная, как мы видим, осознавали еще классики русской литературы.

Все, о чем мы до сих пор говорили, относилось к корпоративной архитектуре уровня предприятия. По большому счету, государство есть совокупность ведомств, которые составляют некоторую "корпорацию", называемую государством. Возникает вопрос: "А нужно ли в таком случае рассматривать отдельно проблему формирования архитектуры информационных технологий государства в целом или архитектуру отдельного региона, города?" Ответ, однако, однозначно положительный – нужно. Тут мы снова имеем типичную ситуацию, когда "целое составляет нечто большее, чем механическая сумма составляющих" [9.1].

Итак, государство как институт обладает уникальными свойствами, которые отсутствуют у отдельных ведомств как составных элементов системы под названием "государство". Это стало особенно очевидно, когда в рамках национальных и региональных инициатив в области создания "электронных правительств" встала задача предоставления государством интегрированных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам по принципу "одного окна". Поэтому эта лекция адресована в равной степени тем, кто имеет отношение к проектам внедрения ИТ (или же, как более принято называть в отечественной литературе – информационно-коммуникационных технологий – ИКТ) как на национальном уровне, так и на уровне региона или города.

Если применять понятие "Архитектура предприятия" в отношении государства (правительства) на национальном, региональном уровне, уровне крупного муниципалитета, то термин "предприятие" (или "корпорация") с практической точки зрения означает совокупность министерств, ведомств, агентств, служб, которые взаимодействуют друг с другом и чьи бизнес-процессы (административные процессы) имеют общие характеристики. При этом ведомства в рамках такого обобщенного "предприятия" также взаимодействуют с внешними субъектами: гражданами, хозяйствующими субъектами и другими государственными ведомствами. Эти взаимодействия все чаще осуществляются в электронной форме, поэтому требуются общие стандарты на информационные технологии, которые применялись бы в масштабах всего правительства соответствующего уровня как единого "предприятия", для того чтобы обеспечить целостность, надежность и гибкость выполнения государственных функций.

Поскольку термин "предприятие" в отечественной практике государственного управления мало приемлем и может неоднозначно пониматься, то наиболее адекватным аналогом понятия "Архитектура предприятия" в отношении государства и правительства соответствующего уровня является понятие "Архитектуры электронного правительства" (или "Архитектура электронного государства", "Федеральная архитектура", "Архитектура электронного региона", "Архитектура электронного города" – в зависимости от того, о каком уровне государственного управления идет речь).

Разумеется, отдельные государственные ведомства и организации могут использовать термин "Архитектура предприятия" в отношении описания собственной архитектуры, описывающей все направления деятельности внутри конкретной организации. В данном разделе мы говорим об особенностях интегрированной архитектуры электронного правительства в целом, поскольку подходы к применению архитектурных подходов на уровне ведомств очень близки к тем, которые были нами описаны для архитектуры предприятий в отношении отдельных организаций вообще.

При этом, хотя мы и будем использовать термин "Архитектура электронного правительства", здесь фактически речь идет не только о проектах в области "электронного правительства" как такового (электронные услуги для граждан и бизнеса), а об архитектуре всех информационных технологий правительства соответствующего уровня, включая "услуги" для самих государственных служащих.

По большому счету, то, что уже было сделано в плане создания ИТ-систем на уровне отдельных, наиболее передовых в плане использования информационных технологий ведомств в течение последних десяти и более лет, должно быть сделано на уровне государства, а это требует системного, "корпоративного" взгляда на деятельность государства и правительства и, соответственно, разработки архитектуры электронного правительства в целом.

Архитектура электронного правительства представляет интерес еще и по следующей прагматической причине. В отличие от коммерческих предприятий и корпораций, которые практически никогда не делают публичной информацию о своей архитектуре предприятия, методологиях и подходах ее разработки и использования, существует достаточно большое количество публичных материалов в открытом доступе в Интернете, с описанием методик разработки архитектуры, которые использовали те или иные государства на национальном и региональном уровнях. Доступно большое количество материалов с описанием конкретных разработанных архитектур, "как они есть" и "как они должны быть".

Эти документы и эта информация имеют универсальную ценность и применимость независимо от того, идет ли речь о коммерческой компании, государстве в целом, региональном правительстве или правительстве крупного муниципалитета. С нашей точки зрения, они уникальны по своему содержанию, в них отражена, например, практика описания архитектур и методики консалтинговых компаний, таких как Gartner Group, Meta Group, т.е. информация, получение которой иными способами потребовало бы весьма ощутимых финансовых затрат.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем читателям просмотреть разделы, посвященные примерам проектов разработки и реализации архитектуры электронного правительства национального уровня, а также регионального уровня и уровня крупного города и, особенно, приведенные там ссылки на ресурсы Интернета, где можно найти подробные документы, описывающие соответствующие архитектуры и методики их разработки.

Если кратко, то государство отличается от корпораций (и даже крупных корпораций) тремя аспектами:

  • масштабом;
  • интересами и целями;
  • принципами распределения ответственности и влияния.

Но эти три "простых" фактора оказывают существенное влияние на все сферы деятельности государства – даже на архитектуру информационных технологий и процессы разработки и использования этой архитектуры.




Содержание    Вперед