Проблема масштаба
Первой отличительной характеристикой процессов использования ИКТ в государстве является проблема масштаба. У нас нет цифр по России, но давайте посмотрим на Великобританию, страну с населением в 60 млн. человек, которые все, по сути дела, являются потенциальными пользователями государственных услуг, а значит, и соответствующих информационных систем. При предоставлении государством услуг в электронной форме в этой стране необходимо учитывать следующие масштабы:
- наличие 13000 различных форм документов, которые государство использует для общения с гражданами и бизнесом;
- выполнение 5 млрд. различных транзакций ежегодно;
- наличие 20 крупных ведомств (министерств) на национальном уровне;
- более 200 меньших по размерам государственных агентств и организаций;
- 480 местных органов власти и управления.
Далеко не каждая крупная коммерческая компания сталкивается с организационно-техническими проблемами такого масштаба. При этом большинство коммерческих компаний имеют обычно не более 10 (в среднем около 6) различных бизнес-процессов, которые включают в себя определенное количество подпроцессов [9.7]. Сколько же бизнес-процессов у государства?
На федеральном уровне Правительство США идентифицировало 487 бизнес-процессов (из них – 28 ключевых, укрупненных процессов). При этом надо заметить, что до недавнего времени госорганизации уделяли непростительно мало внимания анализу своих бизнес-процессов, в то время как реинжиниринг бизнес-процессов – горячая тема с начала 1990-х г.г. Приведем следующую цитату: "Обеспечение тесного соответствия (синхронизации) между ключевыми бизнес-процессами и ИТ-архитектурой является единственной наиболее важной работой по правильному созданию архитектуры" [9.8].
В России только сейчас, в связи с обсуждением административных регламентов, электронных административных регламентов и необходимости принятия соответствующего федерального закона, функциональный взгляд, основанный на анализе государственных бизнес-процессов, начинает получать адекватное внимание специалистов в области государственного управления.