Общее описание Архитектуры электронного правительства
Вспомним традиционное разбиение архитектуры на представления или частные архитектуры (домены), такие как бизнес-архитектура, архитектура информации, архитектура приложений и технологическая архитектура. Государство в целом и отдельные ведомства, на самом деле, имеют много общего, когда мы рассматриваем "нижние" уровни: инфраструктуру, вычислительные платформы и сети. Эти базовые уровни не несут и не отражают специфику, связанную с логикой деятельности организации и выполнения функций и бизнес-процессов. Однако очевидные различия с коммерческими предприятиями обнаруживаются по мере того, как мы рассматриваем "более верхние" слои стека информационных технологий, которые связаны с прикладными системами для исполнения конкретных государственных функций. Государственные ведомства отвечают за реализацию характерных для государства функций, и среди этих функций можно найти лишь небольшое число параллелей и аналогий с коммерческими организациями. Государственные ведомства также внедряют такие корпоративные системы, как системы управления ресурсами предприятия (ERP) или системы управления отношениями с клиентами, т.е. гражданами и бизнесом (CRM). Но даже при условии, что эти системы реализуют аналогичные функции, что и в бизнес-среде, реализация их в государственных ведомствах сильно отличается.
Если говорить об отличиях, связанных с выделением отдельных представлений (или доменов) в описании Архитектуры электронного правительства, то многие методики особо выделяют некоторые области, которые не всегда актуальны для архитектуры уровня предприятия.
В качестве примера можно привести концепцию Архитектуры электронного правительства Gartner [9.9], которая выделяет следующие представления:
- интерфейс;
- бизнес-архитектура (функции);
- данные;
- прикладные системы;
- общие сервисы;
- интеграция;
- инфраструктура.
Это условно показано на рис. 7.1 в виде "пирамиды". Все перечисленные области Архитектуры электронного правительства обеспечивают основу использования информационных технологий в организациях. Архитектура на уровне государства в целом или на уровне отдельного ведомства должна быть дополнена структурами управления и набором процессов, которые ее поддерживают и обеспечивают, т.е. Архитектурой операций или Процессами управления Архитектурой и ИТ.
Рис. 7.1. Концептуальная архитектура электронного правительства
Заметим, что данная концептуальная архитектура электронного правительства Gartner была опубликована еще в 2001 году и носит достаточно "традиционный" характер. В курсе "Архитектура предприятия" мы описывали несколько иную методику Gartner Group для описания архитектуры предприятия, которая впервые была опубликована в 2002 году. Она также применима к электронному правительству, и чуть позже мы рассмотрим особенности использования этой обновленной методики в отношении электронного правительства.
Сейчас нам, однако, важнее понять особенности различных доменов архитектуры применительно к электронному правительству. В частности, можно заметить такую характерную, в основном, только для архитектуры электронного правительства область (домен), как общие сервисы. Но и многие другие области архитектуры электронного правительства также содержат характерные особенности, на которых мы кратко остановимся.
Рассмотрим более подробно особенности архитектуры электронного правительства в целом и отличительные черты отдельных доменов (областей) этой архитектуры.