Особенности архитектуры интеграции электронного правительства
Сложность проблемы интеграции информационных систем трудно переоценить. По оценкам аналитической компании ZapThink, до 70% процентов ИТ-бюджетов сегодня тратится на решение вопросов интеграции. При этом количество неудачных интеграционных проектов превышает количество успешных. Так, по оценкам Forrester Research, только 35% проектов по интеграции завершается в срок и в соответствии с бюджетом [9.13].
На уровне государства в целом, региона или крупного муниципалитета эта ситуация, как мы отмечали, носит особенно драматичный характер в силу необходимости интеграции большого количества информационных систем, принадлежащих различным ведомствам.
Поэтому явное выделение в архитектуре электронного правительства в качестве отдельного представления (домена) архитектуры интеграции (включая архитектуру программного обеспечения промежуточного слоя) носит обоснованный характер.
Основными барьерами в межведомственной интеграции процессов, систем и услуг являются прежде всего не технические проблемы, а юридические, политические, организационные и процедурные. Поэтому жесткое навязывание единой технологии, внедрение решений "одним махом" по указанию сверху всегда встречают сопротивление ведомств и органов власти регионального и местного уровней.
Единственный способ решения этих проблем в реальных условиях работы государства – использование федеративного подхода, когда ведомства и регионы продолжают использовать свои собственные технологические решения плюс некоторое количество общих сервисов, а также единую инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен между ведомственными системами в формате электронных сообщений согласованных XML-форматов.
Этот подход обеспечивает быструю реализацию общих для правительства соответствующего уровня процессов без необходимости отдельным ведомствам отказываться от своих имеющихся систем и менять их на новые, "великие и идеальные" системы, разрабатываемые централизованно. Это также уменьшает требования, которые предъявляются к государственным служащим и ИТ-специалистам с точки зрения обязательного понимания в деталях общей картины всех государственных информационных систем для реализации новых сервисов в электронной форме.
Большое количество стран на национальном уровне пошли именно по этому пути и создали соответствующую основу архитектуры интеграции в форме инфраструктуры, для которой используются в разных странах такие названия, как "правительственный шлюз" (Великобритания, Чехия, Болгария Румыния), "Брокер Государственных Сервисов" (PSB – Public Services Broker) в Ирландии и т.д. По большому счету, все эти решения основываются на принципах сервисной шины (в терминологии сервис-ориентированной архитектуры), на использовании интеграционного ПО пересылки сообщений (MOM – Message Oriented Middleware), согласованных схемах XML-сообщений.
Дополнительную информацию по архитектуре интеграции электронного правительства вообще и по ее практической реализации в Великобритании можно найти в [9.14].